Форум » » Дунайские кривичи » Ответить

Дунайские кривичи

hawklutz: Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. [quote]...Височные кольца культуры смоленско-полоцких длинных курганов не находят прямых аналогий среди головных украшений Восточноевропейского региона. До сих пор типологически они сопоставлялись исследователями с летто-литовскими дротово-пластинчатыми шейными гривнами с заходящими концами. Предполагалось, что височные кольца генетически восходят к этим шейным гривнам, и в этой связи они рассматривались как балтские украшения, свидетельствующие или об участии местного балтоязычного населения в этногенезе смоленско-полоцкой ветви кривичей [116], или, как полагал Е.А.Шмидт, о балтской атрибуции культуры смоленско-полоцких длинных курганов [117]. В настоящее время следует решительно отказаться от этого. Названные летто-литовские шейные гривны никак не могли быть прототипами височных украшений. Они получили широкое распространение только в X-XI вв., а наиболее ранние из них датируются временем не ранее конца VIII в. [118], когда височные кольца в Смоленско-Полоцком регионе были уже достаточно распространены. К тому же рассматриваемые височные украшения во всех деталях существенно отличаются от летто-литовских шейных гривен. Последние не имеют проволочной основы, характерной для височных колец, во первых. Шейные гривны не имеют крючкообразных окончаний, свойственных височным кольцам, во-вторых. Различна и орнаментация сопоставляемых находок. Основу рассматриваемых височных украшений культуры смоленско-полоцких длинных курганов, безусловно, составляют проволочные (браслетообразные) височные кольца. В пластинчатых частях смоленско-полоцких колец всегда 235 наличествует круглое в разрезе утолщение, явно свидетельствующее об этом же. Таким образом, эти височные украшение имеют, прежде всего, местную основу, поскольку браслетообразные головные кольца, как было показано выше, были распространены в тушемлинско-банцеровском ареале. Другим слагаемым элементом в оформлении височных колец населения культуры смоленско-полоцких длинных курганов, по всей вероятности, были лунничные украшения. Серповидные пластинчатые расширения смоленско-полоцких височных колец - не что иное, как подражание лунничным височным кольцам, бытовавшим в Дунайских землях [119]. С последними височные кольца из смоленско-полоцких длинных курганов роднит и зигзагообразная штихельная орнаментация, и крючкообразные завершения. Имеется целый ряд фактов, свидетельствующих о переселении более или менее крупных групп дунайского населения в лесную зону Восточной Европы. На курганном могильнике Арефино на Смоленщине было найдено лунничное височное кольцо, очевидно, привнесенное переселенцами из Среднего Подунавья. Почти полной аналогией этой находке, включая орнаментацию, является лунничное кольцо из Жминья в Хорватии [120]. Впрочем, подобные височные украшения известны и из других мест Среднего Подунавья. По всей вероятности, фрагментом лунничного височного кольца является находка на селище Городище в Мядельском р-не Белоруссии, обнаруженная при раскопках жилища 38 в отложениях тушемлинско-банцеровской культуры [121]. Лунничное височное кольцо (рис. 68: 6), очень близкое арефинскому, найдено в Старой Ладоге в слое горизонта Е2, датируемом второй четвертью IX в. [122]. В свою очередь, к староладожской находке генетически восходит еще целый ряд лунничных височных колец, встреченных на окраинах ареала культуры смоленско-полоцких длинных курганов (рис. 67). Так, подобное кольцо с точечным орнаментом по краям найдено на упомянутом выше городище Ржева Пустая. Со староладожским сопоставлял находку лунничного височного кольца в Зилупе на восточной окраине Латвии Э.С.Мугуревич [123]. Близким к этой находке является и лунничное височное кольцо с Мадаланского городища Латвии [124]. Еще одна находка лунничного кольца в Латвии происходит из Краславас Саулекскалнс. Эти украшения, очевидно, являются уже местными изделиями, восходящими к занесенным дунайским образцам. Эволюция лунничных височных колец шла по пути увеличения их пластинчатых частей, изменялась и их орнаментация. Подобные "развитые" лунничные височные кольца известны из ряда пунктов Белоруссии, преимущественно из окраинных мест ареала культуры смоленско-полоцких длинных курганов - Прудники на р. Вяте в Миорском р-не, Масковичи в Браславском Поозерье, Лесная в том же регионе [125]. Еще два серебряных лунничных кольца были обнаружены при раскопках курганов у с. Гребень в верховьях р. Птичь еще в 60-х годах прошлого столетия [126]. Три лунничных височных кольца рассматриваемого облика найдены при раскопках в Новгороде. Они изготовлены из оловянисто-свинцового сплава, длинные стороны их орнаментированы выпуклыми полушариями, перемежающимися линиями ложной зерни. Исследовательница новгородских ювелирных изделий М.В.Седова справедливо сопоставляет эти находки с лунничными кольцами последних столетий I тыс. н.э. Однако в Новгороде описываемые височные кольца обнаружены в культурных отложениях XIV в. [127]. Действительно ли они бытовали в Новгороде в XIV в., или они попали в столь поздние слои в результате потревоженности более ранних напластований, сказать затруднительно. О миграции отдельных групп дунайского населения в Смоленское Поднепровье и Полоцкое Подвинье говорят не 236 только лунничные височные украшения. В одном из длинных курганов у д. Цурковка на Смоленщине была обнаружена часть поясного набора достоверно дунайского происхождения [128]. Т.А.Пушкина в публикации, посвященной височным украшениям IX-Х вв. из Гнездовского археологического комплекса, выделяет группу находок, сопоставимую с кругом дунайских древностей. Со среднедунайским регионом, отмечает эта исследовательница, связаны также чекан блучинского типа и золоченая шпора из той же коллекции. Формы ранней круговой керамики, появляющейся в Гнездове в 20- 30-х годах Х в., также имеют дунайское происхождение. Причем это не результат торговых операций, а следствие миграции групп населения из Дунайских земель в Верхнее Поднепровье [129]. Передвижение славянского населения в кривичские земли, по-видимому, было не одноактным процессом, который начался на рубеже VII и VIII столетий и продолжался в последующее время. С ранним потоком переселенцев, очевидно, связываются описываемые В.Б.Перхавко находки, происходящие из верхних слоев поселений тушемлинско-банцеровской культуры и из смоленско-полоцких длинных курганов и называемые им западнославянскими [130]. В их числе - железные ножи с волютообразно завершенными рукоятками (Городище, Лукомль, Ревячка, Ярцево). На селище Городище такая находка происходит из полуземляночного жилища 27, надежно датируемого первой половиной VIII в. Ножам с волютообразными рукоятками, которые рассматриваются как предметы, связанные со славянским языческим культом, посвящена большая литература [131]. Интересно, что нож, найденный в Ярцеве на Смоленщине, принадлежит к типу, распространенному исключительно в славяно-аварских могильниках VIII в. Среднего Подунавья. В этих памятниках находят аналогии и железные втульчатые двухшипные и одношипные наконечники стрел, найденные в Гнездове, Лукомле и других местах. С переселенцами с Дуная, по всей вероятности, связано появление на верхнем Днепре племени смолян, от имени которого образован топоним Смоленск, о чем говорилось выше. Проблема миграции более или менее крупных групп славянского населения из Дунайского бассейна в лесные области Восточной Европы нуждается в специальном монографическом изучении. Эти перемещения славян затронули не только Верхнее Поднепровье и Полоцкое Подвинье, но и ряд иных регионов. В частности, 237 судя по находкам лунничных височных колец, аналогичных дунайским, в Муромском Поочье и разбросанно в отдельных пунктах Среднего Поволжья, допустимо предположение о проникновении группы дунайского населения и в эти земли [132]. Многие исследователи неоднократно обращали внимание на популярность Дуная в славянском фольклоре. Предания о Дунае-батюшке были широко распространены до недавнего времени во многих восточнославянских землях [133]. Одни авторы в этой связи полагали, что это было обусловлено происхождением славян из Дунайского региона, о чем рассказывают и русские летописи. Другие ученые относили зарождение популярности Дуная в славянской среде ко времени балканских войн... [/quote] Особенно понравилось: С переселенцами с Дуная, по всей вероятности, связано появление на верхнем Днепре племени смолян, от имени которого образован топоним Смоленск, о чем говорилось выше. Угадайте, кто по карте ближе всего галичанам (U4), то-есть, кто такие R9 и R14? Кстати, для подсказки, генетичные данные дунайских кривичей(то, что их сближает с Галичанами): E3b1 - 7,5%, I2b-10,3% R1b3-11,2%

Ответов - 2

Буревiй: Вай-вай-вай... Бедные славантровцы! Они срочно отрекутся от смолян и согласятся отдать Смоленск Белоруссии! Кстати, у белорусов количество I1b (I2) куда как нехило - по базе данных Балановских, 18%. http://genofond.ru/default2.aspx?s=0&p=348

Буревiй: Кстати, по расстояниям от среднебелорусских частот генов обитатели Смоленщины оказываются в белорусском ареале частот: Само собой, что и антропологически они принадлежат к тому же комплексу, что и белорусы:



полная версия страницы